А. Д. Бендукидзе
Золотое сечение
Иоганн Кеплер говорил, что геометрия
владеет двумя сокровищами — теоремой Пифагора и золотым сечением. И если
первое из этих сокровищ можно сравнить с мерой золота, то второе — с
драгоценным камнем.
Теорему Пифагора знает каждый школьник,
а что такое золотое сечение — далеко не все. Вот мы и решили рассказать
читателям об этом драгоценном камне.
Что
такое золотое сечение?
Говорят, что точка С производит золотое
сечение отрезка АВ, если
АС : АВ = СВ : АС. (1)
Итак, золотое сечение — это такое
деление целого на две неравные части, при котором большая часть так относится
к целому, как меньшая — к большей. В геометрии золотое сечение называется также
делением отрезка в крайнем и среднем отношении. Если длину отрезка АВ обозначить
через а, а длину отрезка АС — через х, то длина отрезка СВ будет а—х
, и пропорция (1) примет следующий вид:
х : а = (а — х) : х
(2)
Из
этой пропорции видно,
что при золотом сечении длина большего отрезка есть среднее
геометрическое, или, как часто говорят, среднее пропорциональное длин
всего отрезка и его меньшей части:
Легко сообразить, что верно и обратное:
если отрезок разбит на два неравных отрезка так, что длина большего отрезка
есть среднее геометрическое длин всего отрезка и его меньшей части, то мы
имеем золотое сечение данного отрезка.
Геометрически золотое сечение отрезка
АВ можно построить следующим образом: в точке В восставляем перпендикуляр к АВ
и на нём откладываем BD =
0,5 АВ; далее, соединив точки А и D,
откладываем DE = BD и, наконец, АС = АЕ. Точка С является
искомой — она производит золотое сечение отрезка АВ. В самом деле, заметим, что
по теореме Пифагора
(АЕ + ED)2 = АВ2 + BD2
и по построению
АЕ = AC,
ED = BD = 0,5 АВ.
Из этих равенств следует, что
АС2 + АС· АВ = АВ2,
а
отсюда уже легко получается равенство (1).
Решая уравнение (2) относительно х,
мы находим, что
Значит,
Таким образом, части
золотого сечения составляют приблизительно 62% и 38 % всего отрезка.
Немного истории
Древнейшим литературным памятником, в
котором встречается деление отрезка в отношении золотого сечения, являются
«Начала» Евклида (III в.
до н. э.). Уже во II
книге «Начал» Евклид строит золотое сечение, а в дальнейшем применяет его для
построения некоторый правильных многоугольников и многогранников.
Но золотое сечение было известно и до
Евклида. В частности, знали о нем Пифагор и его ученики (VI век до н. э.). В философской школе Пифагора
помимо философии и математики изучали и гармонию. Занимаясь теорией гармонии,
пифагорейцы пришли к заключению, что качественные отличия звуков обусловлены
количественными различиями между длинами струн. Это вдохновило их, и они
постарались пойти дальше — выразить все закономерности мира через числа,
полагая, что в основу мирового порядка бог положил именно число. Поэтому
пифагорейцы в числах и их отношениях (а последние рассматривались как
отношения отрезков) искали магическое, сверхъестественное. И в геометрии не
обошлось без мистики. Здесь особо следует отметить любовь пифагорейцев к
звёздчатому пятиугольнику, составленному из диагоналей правильного пятиугольника.
Вот что пишет об этом известный математик и историк математики ван дер Варден в
своей превосходной книге «Пробуждающаяся наука»: «Эта фигура, символ здоровья,
служила опознавательным знаком для пифагорейцев. Когда на чужбине один из них
лежал на смертном одре и не мог заплатить человеку, который ухаживал за ним
вплоть до его кончины, то он велел ему изобразить на своём жилище звёздчатый
многоугольник; если когда-нибудь мимо пройдёт пифагореец, то он не преминет
осведомиться об этом. Действительно, несколько лет спустя один пифагореец
увидел этот знак, и хозяин дома получил богатое вознаграждение».
Звёздчатый пятиугольник для нас
интересен в первую очередь тем, что каждая из пяти линий, составляющих эту
фигуру, делит другую в отношении золотого сечения. В самом деле, так как
треугольники ACD и ABE подобны, то АС : АВ = AD : АЕ. Но AD = ВС, а АЕ = АС, и поэтому АС : АВ = ВС
: АС — уже известная нам пропорция золотого сечения. Именно это свойство
звёздчатого пятиугольника и могли использовать пифагорейцы для построения
правильного пятиугольника, ибо строить золотое сечение они, безусловно, умели.
К началу эпохи Возрождения усилился интерес к золотому сечению.
Он был вызван, в первую очередь,
многочисленными применениями золотого сечения как в самой геометрии, так и в
искусстве, особенно в архитектуре. Следствием этого явилось появление книги
«Божественная пропорция», автором которой был крупнейший математик XV века итальянец Лука Пачоли. В своем
труде Пачоли приводит тринадцать свойств золотого сечения, которое он снабжает
такими эпитетами, как «исключительное», «несказанное», «превосходнейшее»,
«замечательнейшее», «сверхъестественное» и так далее. Впрочем, название книги
само говорит об отношении автора к описываемому предмету. Небезынтересно, что
иллюстрировал книгу один из инициаторов её написания, друг Пачоли, великий
Леонардо да Винчи. Между прочим, именно он ввёл сам термин «золотое сечение».
Лука Пачоли (около 1445 - позже 1509) —
итальянский математик, написавший
трактат о золотом сечении
«Божественная пропорция».
Портрет Монны Лизы (Джоконды) был
написан Леонардо да Винчи (1452— 1519)гениальным
итальянским художником и ученым эпохи
Возрождения. Картина привлекла внимание исследователей, которые обнаружили,
что композиция рисунка основана на «золотых треугольниках» (точнее, на
треугольниках, являющихся кусками правильного звёздчатого пятиугольника).
Наблюдения показывают, что с
эстетической точки зрения золотое сечение имеет определённые достоинства. Это
подтверждается экспериментом, который был проведен в конце прошлого века: из
десяти прямоугольников, среди которых был и «золотой» (со сторонами, отношение
длин которых давало золотое сечение), испытуемый должен был выбрать один. И
вот, около 22% общего числа испытуемых выбрало именно «золотой прямоугольник».
Нельзя обойти молчанием и то, что книги, почтовые открытки, бумажники,
шоколадные плитки и множество других предметов имеют форму золотого прямоугольника.
Отметим здесь же, что если от «золотого» прямоугольника отрезать квадрат или к
большей стороне «золотого» прямоугольника пристроить квадрат, то получится,
снова «золотой» прямоугольник.
Широкое применение находит золотое
сечение в архитектуре и искусстве. Множество архитектурных шедевров построено
по пропорции золотого сечения. Эта же пропорция лежит в основе многих
бессмертных творений Фидия, Тициана, Леонардо да Винчи, Рафаэля.
Греческий скульптор Леохар (4.в. до н.
э.) создал статую Аполлона Бельведерского, воплотившего представления древних
греков о мужской красоте. Линии, проведённые на снимке, определяют основные
пропорции тела. Эти пропорции связаны с золотым сечением.
Отдали дань золотому сечению также
композиторы и поэты. Известно, например, что на золотом сечении строил многие
свои произведения выдающийся венгерский композитор Бела Барток. Что же
касается поэтов, то здесь в первую очередь следует назвать гениального
грузинского поэта Шота Руставели. Как показали новейшие исследования академика
Г. В. Церетели, в основе строения поэмы Ш. Руставели «Витязь в тигровой шкуре»
положены симметрия и золотое сечение. В частности, из 1587 строф поэмы больше
половины — 863 — построены по пропорции золотого сечения…
Отношение золотого сечения
и его замечательные свойства
Если в пропорции (2) положить , то относительно получится следующее
уравнение:
(3)
Положительный корень этого уравнения равен
отношению золотого сечения:
Это поистине замечательное число,
обладающее рядом интересных свойств. Вот некоторые из них.
1. Непосредственные
вычисления показывают, что
,
— число, обратное , на единицу больше самого . Легко проверить, что это — единственное положительное
число, обладающее таким свойством. В самом деле, если положительное z удовлетворяет соотношению
то z должно
быть корнем уравнения z2 + z — 1
= 0. Но это уравнение имеет единственный положительный корень: .
2. Переписав равенство (3) в виде
и подставив в правую
часть этого равенства вместо τ,
получим:
Этот процесс подстановки можно
продолжить. В результате мы получим следующее представление числа τ в
виде бесконечной цепной дроби:
(4)
Нельзя не отметить предельную простоту
этого представления!
3. Вот
ещё одно представление числа
τ:
(5)
Чтобы
придать смысл равенству (5), изучим последовательность
, , , , … ,
общий член которой (обозначим его через φn) содержит n радикалов.
Непосредственно видно, что {φn} — возрастающая последовательность.
Кроме того, она ограничена. В самом деле, так как φ1 = 1 < 2 и (φn+1)2 = 1+φn , то
из φn <
2 следует, что
φn+1 << 2, и по индукции заключаем, что φn < 2 для любого (натурального) n.
Итак, {φn} — возрастающая, ограниченная
последовательность. А как известно, такая последовательность является сходящейся.
Обозначив предел последовательности φn через
φ, можно написать:
.
С
другой стороны, переходя
к пределу в равенстве (φn+1)2 = 1 + φn ,
получим:
Таким образом, (положительное) число φ является корнем квадратного
уравнения
φ 2 — φ
— 1 = 0, а число
— корнем уравнения
,
или умножая на
,
,
откуда
— получаем равенство (5). И здесь бросается в глаза предельная простота
представления!
Приближение числа τ
рациональными числами
Представление (4) очень удобно для
приближения иррационального числа рациональными числами.
С этой целью обратимся к «подходящим» дробям:
и вообще для любого n
(6)
Последовательность этих дробей имеет
пределом число , и поэтому каждое является приближением
этого числа. Непосредственные вычисления показывают, что
Этот ряд дробей построен по очень
простому закону: числитель каждой дроби равен знаменателю предыдущей дроби, а
знаменатель — сумме числителя и знаменателя той же дроби. А как будет дальше?
Сохраняется ли эта закономерность? Легко доказать, что это так. В самом деле,
как видно из формулы (6), соседние подходящие дроби и связаны соотношением
и поэтому из равенства
следует, что
Этот
простой закон образования подходящих дробей числа даёт возможность
легко выписать их последовательность:
Из теории цепных дробей известно, что
подходящие дроби с нечётными номерами убывают и приближаются к порождающему
эти дроби числу справа, а дроби с чётными номерами возрастают и приближаются к
тому же числу слева. Применяя это свойство в нашем случае, можно написать:
Связь
с числами Фибоначчи
Последовательностью Фибоначчи называется последовательность, первые два
члена которой равны 1, а каждый последующий — сумме двух предыдущих. Таким образом,
эта последовательность (обозначим ее через {un}) определяется следующим образом:
u1 = 1,
u2 =
1, un+2 = un+1 + un
(n = 1,2,3, ...).
Вот первые члены этой последовательности:
1, 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, 34, 55, 89, 144, . . .
Вспомнив о приближениях числа τ
подходящими дробями, мы заметим, что отношение любого члена последовательности
Фибоначчи к последующему члену является подходящей дробью числа τ , то
есть приближенным значением отношения золотого сечения. Это приближение тем
лучше, чем больше номер взятого члена.
Если же взять три последовательных
члена: un, un+1, un+2, то числа
и
являются соседними подходящими дробями числа τ, причём одна из этих дробей
больше τ, а другая меньше.
Наконец, поставим следующий вопрос: как
разделить целое число а на две целые
части так, чтобы их отношение равнялось τ?
Так как
τ — иррациональное число, то такое деление, конечно, невозможно,
интересующее нас отношение может лишь приближённо равняться τ. Каково же это приближение? Ответ на
этот вопрос даёт теория цепных дробей.
Пусть знаменатель подходящей дроби
τ есть а. Рассмотрим множество
всех дробей со знаменателями, не большими а.
Оказывается, из множества этих дробей ближе всех к числу τ
находится именно τ.
Но знаменатели подходящих дробей
являются членами последовательности Фибоначчи, поэтому если а — член последовательности Фибоначчи,
то деление а с помощью τ будет хорошим приближением золотого сечения.
Таким образом, разделить золотым
сечением на две целые части с хорошим приближением можно числа, являющиеся
членами последовательности Фибоначчи. Например, золотое сечение числа 8 дает
(3,5), числа 13 — (5,8) и т. д.