Диакон Андрей
Кураев,
профессор Свято - Тихоновского
богословского института
Ваше Высокопреосвященство!
Дорогие отцы, братья и сестры!
Для меня отношения, возникающие
между наукой и Церковью, символизируются тем, что произошло на Пушкинской площади
нашей столицы. Как вы помните, в дореволюционные времена эта площадь называлась
Страстной, и на ней стоял один из самых почитаемых монастырей России -
Страстной монастырь. Затем в нашей стране пришла к власти светская
антирелигиозная сила, и она решила заменить религию культурой. Культурой с
большой буквы. Вместо монастыря был построен кинотеатр "Россия".
Пушкина, правда, повернули спиной к этой "России". Рядом открыли
цитадель культуры и науки - крупнейший в Москве магазин научной литературы
"Академкнига".
Затем началась эпоха
перестройки. "Академкнигу" закрыли на ремонт. Посмотрим, что там есть
теперь. Где был кинотеатр, сегодня ночное стрип-шоу и казино. Рядом с Пушкиным
встала равновеликая ему пивная бутылка - реклама пива "Балтика".
Cредоточием помыслов и архитектурно-смысловым центром всей площади стал
ресторан "Макдоналдс". Наконец, когда недавно открылся-таки магазин
"Академкнига", я зашел туда. У порога меня встретил знакомый запах
горящего навоза, того самого, из которого делаются ароматические дымящиеся
палочки в индуистских культах. Теперь это магазин продажи талисманов,
оккультной литературы, и академическая литература оттуда по сути исчезла.
Оказывается, когда общество
становится антицерковным, оно не может долго удерживаться на позициях просто
светской научной мысли и культуры, оно достаточно быстро ниспадает на уровень
суеверий, оккультизма и язычества. Сегодня мне кажется, что именно здесь и
находится главное основание для того, чтобы между наукой и церковью был
заключен некий новый конкордат.
Как известно, тайна девичьей
дружбы уясняется ответом на единственный вопрос. Если вы видите двух девушек,
тихо беседующих где-то в кулуарчике, подойдите к ним тихонечко и спросите:
"Милые, против кого дружите?" Точно так же Церкви и науке сегодня
есть против кого дружить: против суеверий, ложной веры, оккультизма, язычества.
В свое время, когда я только
поступил в семинарию и ребята знакомились между собой, мы к негодованию всей
нашей дружной спальни вдруг выяснили, что один из нас был комсомольцем. Мы
дружно возмущаемся: "Как ты посмел?!" Комсомольцами мы, ребята из
неверующих семей, были все. А этот парнишка был из семьи священника. И поэтому
мы дружно возмутились.
Он говорит нам: "А что
здесь такого?" - Я говорю: "Ну, как что? Это же, понимаешь,
атеистическая организация. Как ты посмел вступить в комсомол?" - А он
говорит: "А с чего ты взял, что она атеистическая?" - Я как бывший
член комитета комсомола МГУ ему, естественно, цитирую пункт Устава: "Член
комсомола обязан вести борьбу с религиозными предрассудками". - Он мне
говорит: "Правильно. Но ведь это же моя первейшая обязанность как
христианина".
Так вот, действительно, исконная
обязанность Церкви - защита веры в борьбе с суевериями. Именно в качестве
союзника в этой борьбе Церковь в буквальном смысле выпестовала научное
мировоззрение.
Со школьной скамьи нас приучают
к тому, что научное мышление формировалось в борьбе с религиозным мракобесием.
Это неправда. Дата рождения науки хорошо известна - XVI-XVII века. И любой
человек, изучающий историю, знает, что во всех странах Европы это не века
упадка религиозной культуры, нет, это века очень жесткой теократии.
Материалистический ренессанс остался позади, Европа вновь вступает в некий пик
кумуляции и выплеска религиозной энергии. Это эпоха реформации и
контрреформации, эпоха религиозных войн. Мы с вами понимаем: неверующий человек
за веру сражаться, не будет. И церковь, как католическая, так и протестантская,
в это время в Европе достаточно сильна - политически, идеологически, чтобы
задушить любого оппонента, если нечто будет опознано в качестве идеологии,
оппонирующей церкви.
Тем не менее, наука выжила. Это
означает, что церковь увидела в ней не врага, а нечто другое, до такой степени,
что, скажем, закон Бойля о перепаде давления в сообщающихся сосудах был включен
в катехизис англиканской церкви. Каждый англиканин обязан был знать этот закон
наизусть. Зачем? Да дело в том, что церковь жизненно нуждалась в механицизме
ради того, чтобы изгнать из натурфилософии духи анимизма.
Как мы с вами помним, античная
физика, скажем, аристотелевская, объясняла любое событие, происходящее в
физическом мире, через адресацию к духам, неким желаниям и волениям. Вспомним,
как Аристотель объясняет полет стрелы: стрела выталкивается тетивой, пролетает
небольшой отрезок, раздвигает воздух, за оперением стрелы возникает пустота, а
поскольку природа не терпит пустоты, этот вакуум схлопывается и воздух
выталкивает стрелу дальше. Она летит дальше, снова раздвигает воздух, поскольку
опять же природа не терпит пустоты, воздух снова схлопывается и толкает стрелу
дальше.
Но, заметьте, ключевая фраза:
"природа не терпит пустоты". Раз так, значит природа одушевленная,
она есть душа, есть некий разум, некие желания, симпатии и антипатии, а раз
так, значит опять все полно богов, опять дух пантеизма и анимизма не удален из
мироздания.
Повторяю вновь: для
систематического христианского мышления необходимо было создать такую модель
натурфилософии, в которой можно было объяснять космические и природные процессы
без апелляции к духам.
Так вот, некогда наука была
выпестована церковью. Затем наступил подростковый период, когда, мы все знаем,
подростки ведут себя плохо по отношению к родителям. И конечно, эта непослушная
дочь немножко хулиганила и скандалила со своей матерью, которая, честно
признаемся, на разных эпизодах развития научной истории тоже часто вела себя
некорректно.
Но сегодня у нас снова появился
новый интерес друг о друге. Сегодня союз религии и науки - это не союз разума и
веры, сердца и рациональности. Это союз двух форм рациональности, потому что
православное богословие - это есть модус присутствия рационального начала в
иррациональной сфере религии. Мы все прекрасно знаем: да, в человеке есть
множество инстинктов, но инстинкты надо воспитывать. Надо воспитывать патриотический
инстинкт, инстинкт материнский и семейный, инстинкт сексуальный, надо
воспитывать эстетическое чувство. Точно так же необходимо воспитывать,
сублимировать, помещать в сферу рационального и религиозный инстинкт.
Мы с вами знаем и любим дивный
американский триллер под названием "Один дома". Так вот, история
Советского Союза - это триллер "Один дома - 70". Когда религиозное
чувство народа оказалось безнадзорным, оно начало порождать совершенно дикие
фантомы в виде религиозного восприятия марксизма, религиозного восприятия
мавзолея, наконец, в виде религиозного энтузиазма, с которым воспринималась
идеология потребительства в последнюю горбачевскую. эпоху. Традиция религиозной
и академической мысли за эти 70 лет в массовом сознании была разрушена.
Что мы сегодня видим? Люди,
воспитанные в советскую эпоху в убеждении, что религия и разум несовместимы,
это убеждение сохранили. Только в прошлые годы они из этого убеждения делали
такой вывод: раз вера и разум несовместимы, я выбираю разум - и долой религию.
Сегодня происходит обратное. Они говорят: вера и разум действительно
несовместимы, но мода велит выбирать религию - и поэтому долой разум.
К сожалению, из нашего лексикона
ушло одно словечко, которое в пору моей студенческой юности пугало меня более
всего. Представьте себе: я студент 2 курса, делаю доклад на семинаре. Понятное
дело, я в своем восприятии уже корифей всех наук, я готовился к этому семинару,
полторы статья прочитал, то есть, я знаю все и даже немножко больше. И вот я
делаю доклад - легкость мыслей необыкновеннейшая, подвожу смелые аналогии,
делаю заключения, выводы. Если бы мне дали еще две минуты, я бы открыл всеобщую
теорию всего. И тут этот лысый доцент смотрит на меня поверх очков и скучным
голосом говорит: "Обоснуйте, коллега". И вся поэзия улетает.
К сожалению, эти слова
"обоснуйте, коллега" сегодня уходят даже из нашей академической
жизни. Неси любой бред, украшай ушные раковины своего собеседника любыми
макаронными изделиями, только скажи при этом: ну, это моя точка зрения, - или: а
у нас демократия, - или: а мне так кажется. Или на худой конец: а мне вчера
голос был.
Помните замечательный еврейский
анекдот. Два мальчика спорят между собою, у кого из них ребе на приходе более
благочестив. И один другому говорит: а ты знаешь, у нас ребе такой святой
человек, он каждую субботу беседует лично с Господом Богом. Второй говорит:
слушай, ты брешешь, откуда ты это знаешь? - Ну, мне сам ребе сказал. - Брешет
твой ребе. - Ну, ты сам подумай, как может брехать человек, который каждую
субботу беседует лично с Господом Богом?
Так вот, этих логических кругов
сегодня более, чем достаточно. Вся наша культура на эти колеса поставлена.
Недавно в Нижнем Тагиле у меня была встреча с учителями. После моей лекции
встает один преподаватель и говорит: "Все, что вы тут говорили о буддизме,
это неправда, в буддизме все иначе". - У меня не было желания с ним
спорить, поэтому я нанес ему удар ниже пояса. Я сказал: "Дорогой коллега,
когда я говорю о буддизме, я это делаю не в качестве православного богослова.
Помимо всего прочего, я старший научный сотрудник кафедры истории МДА. Поэтому,
когда я говорю о буддизме, я опираюсь на научную востоковедческую литературу,
работы Щербацкого, Розенберга, Альденбурга, Кожевникова. Простите, а вы ваши
суждения о буддизме на чем строите?" - Его ответ был гениален, он сказал:
"А для меня мир буддизма открылся через книги Еремея Парнова". -
"Простите, - я ему говорю, - дорогой коллега, но если вы черпаете ваши
представления из фантастической литературы, то какой у нас с вами может быть
диалог? Мы просто не можем беседовать в одной плоскости".
Итак, в течение не одного
столетия богословский труд нередко презирался даже в церковной среде. Здесь,
надо заметить, есть некоторая вина и наша, церковная. В церковном фольклоре и
доныне слово "богослов" расшифровывается как "бог ослов". -
"Богословие? Ой, слушайте, это схоластика, это рационализм, там ересью
пахнет"...
По этому поводу профессор
Московской Духовной Академии Голубинский в прошлом веке писал много горьких
слов. И это странное негативное отношение к богословию привело, в том числе, к
тому, что в России так и не появились кафедры университетского богословия.
Россия была единственной страной в Европе, где богословие не было представлено
в университетах на уровне факультетов. Поэтому там появились кафедры научного
атеизма. А сегодня они заменяются кафедрами валеологии и иных всевозможных
оккультирующих суррогатов.
Поэтому я убежден: сегодня нам
надо все-таки возвращать разуму его права в сфере религии. Это должно быть
произведено и в самом церковном сознании, и в светском сознании, светские люди
не должны гнушаться процедурами проверок, сопоставлений, размышлений. Увы,
сегодня как только попробуешь обратиться к людям с предложением провести
рациональный диспут на религиозную тему, как они отвечают: "Что вы, что
вы!.. Нельзя сравнивать, это нетерпимость, здесь в духовные сферы надо
воспарять"... То есть, "голосуй сердцем"? Нет, здесь думать
надо.
Конфликты между религией и
наукой возникали в прошлом, возникают и сегодня, я не считаю наши отношения
бесконфликтными. Но эти конфликты возникают, как и в обычных человеческих
отношениях, когда нарушаются границы. Когда границы ясны, конфликтов нет. Когда
граница проблематична, как была наша граница с Китаем по Амуру, есть повод для
конфликта. Где возникает контекстуальная беспризорность, где нарушаются границы
методов, там появляется почва для конфликтов.
К сожалению, сегодня я вижу, что
конфликты зреют именно со стороны науки. Многие ученые, став неофитами,
забывают элементарные правила научного поведения. Ученый - это человек, который
прежде всего знает границы своего метода исследования, знает меру своей
компетенции, знает, где он имеет право работать этим методом, а где этот метод
будет давать ошибки и порождать, как минимум, антиномии, которые описывал Кант,
показывая, что происходит с рассудком, когда он вторгается в те сферы, которые
его ведению не подлежат.
Сегодня сплошь и рядом видишь:
ученый, прежде всего физик, зачастую биолог, обратившись к религиозной сфере,
считает, что он с помощью своих методов может открыть нечто религиозное. -
"О, вы знаете, вчера мне в лаборатории удалось зафиксировать веяние
Святого Духа... А я вывел математическую формулу Троицы... А я сейчас переведу
догматику на язык кибернетики"... - Церковная реакция на эти вещи может
быть только отрицательная.
Дорогие мои, давайте уважать
друг друга. И богослов не должен соваться в область науки и требовать:
"Знаете, вы должны вашу генетику переписать на языке Халкидонского
догмата".
Любое великое органическое подлинное
явление не подлежит переводу на другой язык; я говорю не о языках человеческих,
а о языках культуры. Нельзя язык музыки адекватно переложить на язык живописи,
язык философии нельзя адекватно переложить на язык поэзии, и наоборот. Так же и
здесь. У языка богословия своя сфера, свой способ мысли, у научного языка -
своя сфера и свой способ мысли. Если мы пробуем их смешать, получается воляпюк,
и это совсем невкусно, совсем некрасиво.
И поэтому я кончаю свое
выступление просьбой: передайте вашим коллегам, если вы вдруг случайно заметите
кого-то в такого рода грехах, когда они считают, что вот-вот докажут правоту
Православия методами математики, физики, биологии, генетики или еще
чего-нибудь, если сможете, чуть-чуть притормозите их энтузиазм.
Напоминаю вам дивный совет из
древнего патерика: если ты видишь начинающего монаха, который живьем старается
попасть на небо, подойди к нему и дерни его за ноги.