СПИРИТИЗМ. НЕЧТО О
ЧЕРТЯХ. ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ ХИТРОСТЬ ЧЕРТЕЙ, ЕСЛИ ТОЛЬКО ЭТО ЧЕРТИ
…
заключить настоящий январский дневник мне хотелось бы чем-нибудь повеселее.
Есть одна такая смешная тема, и, главное, она в моде: это — черти, тема о
чертях, о спиритизме. В самом деле, что-то происходит удивительное: пишут мне,
например, что молодой человек садится на кресло, поджав ноги, и кресло начинает
скакать по комнате, — и это в Петербурге, в столице! Да почему же прежде никто не
скакал, поджав ноги, в креслах, а все служили и скромно получали чины свои?
Уверяют, что у одной дамы, где-то в губернии, в ее доме столько чертей, что и
половины их нет столько даже в хижине дядей Эдди. Да у нас ли не найдется
чертей! Гоголь пишет в Москву с того света утвердительно, что это черти. Я
читал письмо, слог его. Убеждает не вызывать чертей, не вертеть столов, не
связываться: "Не дразните чертей, не якшайтесь, грех дразнить чертей...
Если ночью тебя начнет мучить нервическая бессонница, не злись, а молись, это
черти; крести рубашку, твори молитву". Подымаются голоса пастырей, и те
даже самой науке советуют не связываться с волшебством, не исследовать
"волшебство сие". Коли заговорили даже пастыри, значит дело
разрастается не на шутку. Но вся беда в том: черти ли это? Вот бы составившейся
в Петербурге ревизионной над спиритизмом комиссии решить этот вопрос! Потому
что если решат окончательно, что это не черти, а так какое-нибудь там
электричество, какой-нибудь новый вид мировой силы, — то мигом наступит полное
разочарование: "Вот, скажут, невидальщина, какая скука!" — и тотчас
же все забросят и забудут спиритизм, а займутся, по-прежнему, делом. Но чтобы
исследовать: черти ли это? нужно чтобы хоть кто-нибудь из ученых составившейся
комиссии был в силах и имел возможность допустить существование чертей, хотя бы
только в предположении. Но вряд ли между ними найдется хоть один, в черта
верующий, несмотря даже на то, что ужасно много людей, не верующих в бога,
верят, однако же, черту с удовольствием и готовностью. А потому комиссия в этом
вопросе некомпетентна. Вся беда моя в том, что я и сам никак не могу поверить в
чертей, так что даже и жаль, потому что я выдумал одну самую ясную и
удивительную теорию спиритизма, но основанную единственно на существовании
чертей; без них вся теория моя уничтожается сама собой. Вот эту-то теорию я и
намерен, в завершение, сообщить читателю. Дело в том, что я защищаю чертей: на
этот раз на них нападают безвинно и считают их дураками. Не беспокойтесь, они
свое дело знают; это-то я и хочу доказать.
Во-первых,
пишут, что духи глупы (то есть черти, нечистая сила: какие же тут могут быть
другие духи, кроме чертей?), — что когда их зовут и спрашивают
(столоверчением), то они отвечают всё пустячки, не знают грамматики, не сообщили
ни одной новой мысли, ни одного открытия. Так судить — чрезвычайная ошибка. Ну
что вышло бы, например, если б черти сразу показали свое могущество и подавили
бы человека открытиями? Вдруг бы, например, открыли электрический телеграф (т.
е. в случае, если б он еще не был открыт), сообщили бы человеку разные секреты:
"Рой там-то — найдешь клад или найдешь залежи каменного угля" (а
кстати, дрова так дороги), — да что, это еще всё пустяки! — Вы, конечно,
понимаете, что наука человеческая еще в младенчестве, почти только что начинает
дело и если есть за ней что-либо обеспеченное, так это покамест лишь то, что
она твердо стала на ноги; и вот вдруг посыпался бы ряд открытий вроде таких,
что солнце стоит, а земля вокруг него обращается (потому что наверно есть еще
много таких же точно, по размерам, открытий, которые теперь еще не открыты, да
и не снятся мудрецам нашим); вдруг бы все знания так и свалились на
человечество и, главное, совершенно даром, в виде подарка? Я спрашиваю: что бы
тогда сталось с людьми? О, конечно, сперва все бы пришли в восторг. Люди
обнимали бы друг друга в упоении, они бросились бы изучать открытия (а это
взяло бы время); они вдруг почувствовали бы, так сказать, себя осыпанными
счастьем, зарытыми в материальных благах; они, может быть, ходили бы или летали
по воздуху, пролетали бы чрезвычайные пространства в десять раз скорей, чем
теперь по железной дороге; извлекали бы из земли баснословные урожаи, может
быть, создали бы химией организмы, и говядины хватило бы по три фунта на
человека, как мечтают наши русские социалисты, — словом, ешь, пей и
наслаждайся. "Вот, — закричали бы все филантропы, — теперь, когда человек
обеспечен, вот теперь только он проявит себя! Нет уж более материальных
лишений, нет более заедающей "среды", бывшей причиною всех пороков, и
теперь человек станет прекрасным и праведным! Нет уже более беспрерывного
труда, чтобы как-нибудь прокормиться, и теперь все займутся высшим, глубокими
мыслями, всеобщими явлениями. Теперь, теперь только настала высшая жизнь!"
И какие, может, умные и хорошие люди это закричали бы в один голос и, может
быть, всех увлекли бы за собою с новинки, и завопили бы, наконец, в общем
гимне: "Кто подобен зверю сему? Хвала ему, он сводит нам огонь с
небеси!"
Но
вряд ли и на одно поколение людей хватило бы этих восторгов! Люди вдруг увидели
бы, что жизни уже более нет у них, нет свободы духа, нет воли и личности, что
кто-то у них всё украл разом; что исчез человеческий лик, и настал скотский
образ раба, образ скотины, с тою разницею, что скотина не знает, что она
скотина, а человек узнал бы, что он стал скотиной. И загнило бы человечество;
люди покрылись бы язвами и стали кусать языки свои в муках, увидя, что жизнь у
них взята за хлеб, за "Камни, обращенные в хлебы". Поняли бы люди,
что нет счастья в бездействии, что погаснет мысль не трудящаяся, что нельзя
любить своего ближнего, не жертвуя ему от труда своего, что гнусно жить на
даровщинку и что счастье не в счастье, а лишь в его достижении. Настанет
скука и тоска: всё сделано и нечего более делать, всё известно и нечего более
узнавать. Самоубийцы явятся толпами, а не так, как теперь, по углам; люди будут
сходиться массами, схватываясь за руки и истребляя себя все вдруг, тысячами,
каким-нибудь новым способом, открытым им вместе со всеми открытиями. И тогда,
может быть, и возопиют остальные к богу: "Прав ты, господи, не единым
хлебом жив человек!" Тогда восстанут на чертей и бросят волхвование... О,
никогда бог не послал бы такой муки человечеству! И провалится царство чертей!
Нет, черти такой важной политической ошибки не сделают. Политики они глубокие и
идут к цели самым тонким и здравым путем (опять-таки если в самом деле тут
черти!).
Идея
их царства — раздор, то есть на раздоре они хотят основать его. Для чего же им
раздор именно тут понадобился? А как же: взять уже то, что раздор страшная сила
и сам по себе; раздор, после долгой усобицы, доводит людей до нелепости, до
затмения и извращения ума и чувств. В раздоре обидчик, сознав, что он обидел,
не идет мириться с обиженным, а говорит: "Я обидел его, стало быть, я
должен ему отомстить". Но главное в том, что черти превосходно знают
всемирную историю и особенно помнят про всё, что на раздоре было основано. Им
известно, например, что если стоят секты Европы, оторвавшиеся от католичества,
и держатся до сих пор как религии, то единственно потому, что из-за них пролита
была в свое время кровь. Кончилось бы, например, католичество, и непременно
затем разрушились бы и протестантские секты: против чего же бы им осталось
тогда протестовать? Они уж и теперь почти все наклонны перейти в какую-нибудь
там "гуманность" или даже просто в атеизм, что в них, впрочем, уже
давно замечалось, и если всё еще лепятся как религии, то потому, что еще до сих
пор протестуют. Они еще прошлого года протестовали, да еще как: до самого папы
добирались.
О,
разумеется, черти в конце концов возьмут свое и раздавят человека
"камнями, обращенными в хлебы", как муху: это их главнейшая цель; но
они решатся на это не иначе, как обеспечив заранее будущее царство свое от
бунта человеческого и тем придав ему долговечность. Но как же усмирить
человека? Разумеется: "divide et impera" (разъедини противника и
восторжествуешь). А для того надобен раздор. С другой стороны, люди соскучатся
от камней, обращенных в хлебы, а потому надо приискать им занятие, чтоб не
скучали. А раздор ли не занятие для людей!
Теперь
проследите, как черти у нас вводят раздор и, так сказать, с первого шагу
начинают у нас спиритизм с раздора. Как раз этому способствует наше мечущееся
время. Вот уже сколько у нас обидели людей из поверивших спиритизму. На них
кричат и над ними смеются за то, что они верят столам, как будто они сделали
или замыслили что-либо бесчестное, но те продолжают упорно исследовать свое
дело, несмотря на раздор. Да и как им перестать исследовать: черти начинают с
краю, возбуждают любопытство, но сбивают, а не разъясняют, путают и явно
смеются в глаза. Умный и достойный всякого постороннего уважения человек стоит,
хмурит лоб и долго добивается: "Что же это такое?" Наконец махает
рукой и уже готов отойти, но в публике хохот пуще, и дело расширяется так, что
адепт поневоле остается из самолюбия.
Перед
нами ревизионная над спиритизмом комиссия во всеоружии науки. Ожидание в
публике, и что же: черти и не думают сопротивляться, напротив, как раз
постыднейшим образом пасуют: сеансы не удаются, обман и фокусы явно выходят
наружу. Раздается злобный хохот со всех сторон; комиссия удаляется с
презрительными взглядами, адепты спиритизма погружаются в стыд, чувство мести
закрадывается в сердца обеих сторон. И вот, кажется бы, погибать чертям, так
вот нет же. Чуть отвернутся ученые и строгие люди, они мигом и покажут опять
какую-нибудь штучку посверхъестественнее своим прежним адептам, и вот те опять
уверены пуще прежнего. Опять соблазн, опять раздор! В Париже, прошлым летом, судили
одного фотографа за спиритские плутни; он вызывал покойников и снимал с них
фотографии; заказов получал пропасть. Но его накрыли, и на суде он во всем
сознался, даже представил и ту даму, которая помогала ему и представляла
вызванные тени. Что ж вы думаете, те, которых обманул фотограф, поверили?
Ничуть; один из них, говорят, сказал так: "У меня умерло трое детей, а
портретов их не осталось; и вот фотограф мне снял с них карточки, все похожи, я
всех узнал. Какое мне теперь дело, что он сознался вам в плутовстве? На то у
него свой расчет, а у меня в руках факт, и оставьте меня в покое". Это
было в газетах; не знаю, так ли я передал подробности, но сущность верна. Ну
что, например, если у нас произойдет такое событие: только что ученая комиссия,
кончив дело и обличив жалкие фокусы, отвернется, как черти схватят кого-нибудь
из упорнейших членов ее, ну хоть самого г-на Менделеева, обличившего спиритизм
на публичных лекциях, и вдруг разом уловят его в свои сети, как уловили в свое
время Крукса и Олькота, — отведут его в сторонку, подымут его на пять минут на
воздух, оматерьялизуют ему знакомых покойников, и всё в таком виде, что уже
нельзя усумниться, — ну, что тогда произойдет? Как истинный ученый, он должен
будет признать совершившийся факт — и это он, читавший лекции! Какая картина,
какой стыд, скандал, какие крики и вопли негодования! Это, конечно, лишь шутка,
и я уверен, что с г-ном Менделеевым ничего подобного не случится, хотя в Англии
и в Америке черти поступали, кажется, точь-в-точь по этому плану. Ну, а что,
если черти, приготовив поле и уже достаточно насадив раздор, вдруг захотят
безмерно расширить действие и перейдут уже к настоящему, к серьезному? Это
народ насмешливый и неожиданный, и от них станется. Ну что, например, если они
вдруг прорвутся в народ, ну хоть вместе с грамотностью? А народ наш так
незащищен, так предан мраку и разврату, и так мало, кажется, у него в этом
смысле руководителей! Он может поверить новым явлениям с страстью (верит же он
Иванам Филипповичам), и тогда — какая остановка в духовном развитии его, какая
порча и как надолго! Какое идольское поклонение материализму и какой раздор,
раздор: в сто, в тысячу раз больше прежнего, а того-то и надо чертям. А раздор
несомненно начнется, особенно если спиритизм добьется стеснения, преследования
(а оно может даже неминуемо последовать от остального же народа, не
уверовавшего спиритизму) — тогда он мигом разольется, как зажженный керосин, и
всё запылает. Мистические идеи любят преследование, они им созидаются. Каждая
такая преследуемая мысль подобна тому самому петролею, которым обливали полы и
стены Тюльери зажигатели перед пожаром и который, в свое время, лишь усилит
пожар в охраняемом здании. О, черти знают силу запрещенного верования, и, может
быть, они уже много веков ждали человечество, когда оно споткнется о столы!
Ими, конечно, управляет какой-нибудь огромный нечистый дух, страшной силы и
поумнее Мефистофеля, прославившего Гете, по уверению Якова Петровича
Полонского.
Без
всякого сомнения, я шутил и смеялся с первого до последнего слова, но вот что,
однако, хотелось бы мне выразить в заключение: если взглянуть на спиритизм как
на нечто, несущее в себе как бы новую веру (а почти все, даже самые трезвые из
спиритов наклонны капельку к такому взгляду), то кое-что из вышеизложенного могло
бы быть принято и не в шутку. А потому дай бог поскорей успеха свободному
исследованию с обеих сторон; только это одно и поможет как можно скорее
искоренить распространяющийся скверный дух, а может быть, и обогатит науку
новым открытием. А кричать друг на друга, позорить и изгонять друг друга, за
спиритизм, из общества — это, по-моему, значит лишь укреплять и распространять
идею спиритизма в самом дурном ее смысле. Это начало нетерпимости и
преследования. Чертям того и надо!