«На картине этой изображён Христос, только что снятый со
креста. Мне кажется, живописцы обыкновенно повадились изображать
Христа и на кресте, и снятого со креста, всё еще с оттенком необыкновенной красоты
в лице; эту красоту они ищут сохранить ему даже при самых страшных муках. В
картине же Рогожина о красоте и слова нет; это в полном виде труп человека,
вынесшего бесконечные муки ещё до креста, раны, истязания, битьё от стражи,
битьё от народа, когда он нёс на себе крест и упал под крестом и наконец
крестную муку в продолжение шести часов (так, по крайней мере, по моему
расчету). Правда, это лицо человека только что снятого со креста,
то-есть сохранившее в себе очень много живого, тёплого; ничего ещё не успело
закостенеть, так что на лице умершего даже проглядывает страдание, как будто бы
еще и теперь им ощущаемое (это очень хорошо схвачено артистом); но зато лицо не
пощажено нисколько; тут одна природа, и воистину таков и должен быть труп
человека, кто бы он ни был, после таких мук. Я знаю, что христианская церковь
установила еще в первые века, что Христос страдал не образно, а действительно,
и что и тело его, стало быть, было подчинено на кресте закону природы вполне и
совершенно. На картине это лицо страшно разбито ударами, вспухшее, со
страшными, вспухшими и окровавленными синяками, глаза открыты, зрачки
скосились; большие, открытые белки глаз блещут каким-то мертвенным, стеклянным
отблеском. Но странно, когда смотришь на этот труп измученного человека, то
рождается один особенный и любопытный вопрос: если такой точно труп (а он
непременно должен был быть точно такой) видели все ученики его, его главные
будущие апостолы, видели женщины, ходившие за ним и стоявшие у креста, все
веровавшие в него и обожавшие его, то каким образом могли они поверить, смотря
на такой труп, что этот мученик воскреснет? Тут невольно приходит понятие, что
если так ужасна смерть, и так сильны законы природы, то как же одолеть их? Как
одолеть их, когда не победил их теперь даже тот, который побеждал и природу при
жизни своей, которому она подчинялась, который воскликнул: "Талифа
куми" — и девица встала, "Лазарь, гряди вон", — и вышел
умерший? Природа мерещится при взгляде на эту картину в виде какого-то
огромного, неумолимого и немого зверя, или вернее, гораздо вернее сказать, хоть
и странно, — в виде какой-нибудь громадной машины новейшего устройства, которая
бессмысленно захватила, раздробила и поглотила в себя, глухо и бесчувственно,
великое и бесценное существо — такое существо, которое одно стоило всей природы
и всех законов её, всей земли, которая и создавалась-то, может быть,
единственно для одного только появления этого существа! Картиной этою как будто
именно выражается это понятие о тёмной, наглой и бессмысленно-вечной силе,
которой всё подчинено, и передаётся вам невольно. Эти люди, окружавшие
умершего, которых тут нет ни одного на картине, должны были ощутить страшную
тоску и смятение в тот вечер, раздробивший разом все их надежды и почти что
верования. Они должны были разойтись в ужаснейшем страхе, хотя и уносили каждый
в себе громадную мысль, которая уже никогда не могла быть из них исторгнута. И
если б этот самый учитель мог увидать свой образ накануне казни, то так ли бы
сам он взошёл на крест, и так ли бы умер как теперь? Этот вопрос тоже невольно
мерещится, когда смотришь на картину.» — Ф.М. Достоевский.