<<<
ОГЛАВЛЕHИЕ
>>>
КРИТОН
СОКРАТИЧЕСКИЙ ПАТРИОТИЗМ
Если в "Апологии" Сократ выступал перед судом с глубоким
сознанием своего достоинства и даже несколько высокомерно,
то платоновский "Критон" рисует нам Сократа, который
полностью смирился с отечественными законами и стремится во
что бы то ни стало им повиноваться, даже если их применяют
неправильно.
КОМПОЗИЦИЯ ДИАЛОГА
I. Вступление
(43а 44b)
Старый друг и ученик Сократа Критон пробрался в тюрьму к
Сократу, долго ждал его пробуждения, чтобы не нарушать его
покоя, и сообщил печальную весть об ожидаемом в этот день
прибытии корабля с Делоса, после чего должна последовать
казнь Сократа (см. прим. 1). Это известие Критона вызывает
у Сократа только спокойную усмешку.
II. Беседа Критона и Сократа
и аргументы Критона в пользу бегства Сократа из тюрьмы
(44b 49е)
- По словам Критона, он и его друзья потеряют в лице
Сократа самого близкого друга. Люди будут обвинять
состоятельного Критона в нежелании спасти Сократа. Сократ,
возражая Критону, указывает на неспособность большинства
совершать какое-нибудь большое зло или большое добро, в
силу чего Критону нечего бояться мнения людей (44b-d).
- Критон говорит, что он и его друзья не боятся
возможных преследований властей за побег Сократа. Кроме
того, Критон обещает Сократу полную безопасность и даже
благополучие за пределами Афин; Сократ, по мнению Критона,
не желая уходить из тюрьмы, совершает ту же
несправедливость, что и его враги. Он пренебрегает семьей и
делает своих детей сиротами, а еще проповедует какую-то
добродетель. Критона и его друзей все будут обвинять в
трусости (44е 46а).
- Ответ Сократа на эти аргументы основан, по его
мнению, только на "разумном убеждении"
(λόγος) и на бесстрашии перед
всесильным большинством, несмотря ни на какие пугала и
угрозы (46bс).
- Сократ утверждает, что нужно следовать мнению не
всех, но только некоторых, а именно разумных людей, т.е.
справедливых, вернее же, мнению того одного, кто знает, что
такое справедливость, иначе говоря, надо следовать истине
(46с 48а). А жить нужно не вообще, но хорошо, т.е.
справедливо (48b); соображения же Критона основываются не
на требованиях справедливости, но на обычаях все того же
беспринципного большинства (48cd).
- Нарушение справедливости, всегда находившее
осуждение у Сократа и Критона, ни в коем случае не может
иметь места здесь (и вообще нигде), равно как не может
иметь место и ответ несправедливостью на несправедливость
или злом на зло, согласно обычаям беспринципного
большинства. Но если нельзя нарушать справедливость, то
необходимо выполнять ее требования (49а-е).
III. Речь олицетворенных Законов в защиту Сократа,
против Критона
(50а 54с)
- Сократ говорит с Критоном как бы от лица
отечественных Законов. По этим законам совершаются браки,
существуют семьи, осуществляются образование и воспитание
граждан, так что законы для гражданина важнее даже его
родителей. Можно ли в таком случае нарушать их, т.е.
нарушать требования государства и отечества (50а
51с)?
- Законы предоставляют гражданам право не повиноваться
им, предлагая тем, кто с ними не согласен, покинуть
отечество. Те же, кто предпочел остаться на родине, тем
самым уже обязали себя либо подчиняться ее законам как
своим родителям и воспитателям, либо воздействовать на эти
законы в случае их несовершенства (51с 52а).
- Сократ, говорят Законы, больше, чем кто-нибудь
другой, всей своей жизнью доказал преданность им, во всех
смыслах предпочитая родину чужим странам. Кроме того, и на
суде он имел бы право требовать изгнания вместо смерти,
чего, однако, не стал делать. Как же теперь он вдруг пойдет
против законов (52а 53а)?
- Нарушение законов, кроме того, поведет к репрессиям
по отношению к родственникам Сократа, к тому, что он будет
заклеймен как нарушитель законов, к недостойному его детей
воспитанию на чужбине, к невозможности должным образом жить
и пропагандировать свою философию в других странах, к гневу
на Сократа подземных Законов братьев Законов земных
(53b 54с).
IV. Заключение
Аргументы олицетворенных Законов действуют на Сократа,
по его мнению, как звуки флейт оргиастических корибантов, и
представляются ему несокрушимыми. Поэтому доводы и уговоры
Критона бесполезны: Сократ отказывается от бегства.
КРИТИЧЕСКИЕ ЗАМЕЧАНИЯ К ДИАЛОГУ
Давая общую оценку платоновскому "Критону" на основании
предложенного нами анализа, необходимо обратить внимание на
следующие пять пунктов.
- Платоновский Сократ мыслит здесь государственные
законы в их полном слиянии с государством, государство
с обществом, а государство и общество со
всеми жизненными потребностями отдельных граждан;
государство, общество и их законы преследуют только цели
жизненного благополучия граждан, а граждане только
цели общественно-государственные.
- Государственные законы, а также само государство и
общество мыслятся платоновским Сократом как нечто родное
для отдельных граждан, как их родина, отечество, как их
дорогие родители, с которыми у отдельных граждан
сохраняется теснейшая связь.
- Рассуждая отвлеченно, законы, согласно платоновскому
Сократу, конечно, могут ошибаться. В таком случае, однако,
их нужно обсуждать, критиковать, отменять, заменять новыми,
например, на суде требовать другого решения, а не того,
которое исходит от постановления суда. Однако продуманный,
обсужденный и принятый закон должен применяться без всякого
исключения, и никто не имеет права его нарушать.
- После всего этого становится совершенно ясно, что
платоновский Сократ здесь безусловный сторонник
греческого классического полиса, в котором действительно
государство и общество еще не разделялись четко, а
общественно-государственная жизнь и отдельная личность если
и не находились, то по крайней мере мыслились в идеале в
полном внутреннем и внешнем единении; что касается
общественно-политических отношений, то они все еще
мыслились по типу родственных.
- Наконец, в "Критоне" весьма настойчиво повторяется
утверждение о противоположности справедливой, мудрой истины
и поведения беспринципного большинства. В известном
отношении это можно считать аристократизмом. Однако при
этом не следует полагать, что проповедуемое в диалоге
слияние общего и личного было достоянием только
аристократии. Очевидно, в то время, когда Платон писал
своего "Критона", процесс разложения классического полиса
зашел уже далеко, и пытаться "вразумлять" большинство
призывом к прежней, полисной системе уже становилось чем-то
утопическим. Сократ в этом диалоге прямо говорит, что он
будет рассуждать только на основе разума (46b). Ему ничего
другого и не оставалось. Следовательно, здесь не столько
проповедь аристократизма, сколько горестное сознание гибели
монолитного классического полиса.
К этому необходимо прибавить, что мысленное обращение к
молодому, сильному, монолитному и восходящему
рабовладельческому полису в условиях его развала
необходимым образом превращалось в попытку реставрировать
его, вследствие чего идеализм Сократа и Платона, основанный
на чистом разуме, по необходимости становился
реставрационным идеализмом. Конечно, до настоящего
объективного идеализма в "Критоне" еще очень далеко,
поскольку в качестве абсолютной действительности здесь
выступают не идеи, но Аид (кстати сказать, утверждаемый в
качестве такового в "Критоне" гораздо более интенсивно, чем
в "Апологии"). Но Аид это все еще только мифология,
а не логически конструированный мир идей.