<<<
ОГЛАВЛЕHИЕ
>>>
ИОН
САМОБЫТНОСТb ФИЛОСОФСКОГО ПОЗНАНИЯ И ЕГО
СВОБОДА ОТ ИРРАЦИОНАЛИЗМА
К первой группе ранних платоновских сочинений относится
еще ряд диалогов, в которых Сократ выступает спорщиком по
тому или другому философскому, этическому или поэтическому
вопросу, постоянно добиваясь ясности понятий и
ограничиваясь анализом без подведения окончательных итогов.
Об "Ионе" высказывались предположения, что диалог этот был
написан еще при жизни Сократа, ввиду краткости,
прозрачности и какой-то юной наивности этого сочинения
(впрочем, о точной хронологии, конечно, не может быть и речи).
КОМПОЗИЦИЯ ДИАЛОГА
I. Вступление
(530а-d)
- Сократ, который встретил известного в то время
рапсода (исполнителя гомеровского эпоса) Иона Эфесского (о
нем мы только и знаем из этого диалога Платона), прибывшего
в Афины после одержанной им на состязаниях в Эпидавре
победы, расхваливает искусство этого рапсода и заодно
искусство Гомера предмет исполнительской гордости
Иона (530b).
- Но, по мнению Сократа, настоящий рапсод должен быть
истолкователем мыслей поэта для слушателей, т.е. должен
очень много в этом понимать; Ион как раз и считает себя в
этом отношении выше всех прочих рапсодов (530cd).
II. Сущность художественного творчества
(531а 536d)
- Сократ, желающий в этой связи выяснить сущность
художественного творчества, утверждает прежде всего, что
знание самого предмета заключено во всем и что,
следовательно, Ион должен быть сильным в понимании не
только Гомера, но и всех других поэтов. Ион же понимает
только в Гомере (530е 532с).
- Сократ делает отсюда вывод, что Ион знает Гомера не
в результате выучки (τέχνη) и
знания (επιστήμη),
которое могло бы иметь только общий характер (532с). Это
касается и всякого другого искусства, взятого в целом:
живописи, ваяния и других искусств (532d 533с).
- Поэтическое творчество совершается при посредстве
"божественной силы" (θεία
δύναμις), которая в
других частях диалога именуется также "божественным
вдохновением" и "одержимостью" (533е, 534с) или
"божественным определением" (θεία
μοίρα). Сила эта действует не
посредством разума, но чисто физически, подобно магниту,
притягивающему одно кольцо, за которым следует второе,
третье и т.д. Она особенно видна на тех бездарных поэтах, у
которых бездарны все произведения, кроме одного,
написанного, очевидно, не от себя, но именно от бога или
музы (533d 535а).
- Ион с этим согласен. Он удивляется только тому, что,
по словам Сократа, он ничем другим не пользуется, кроме
божественного вдохновения. Это и дает повод к дальнейшей
беседе (535а 536d).
III. Критика понимания художественного творчества как результата выучки
- У Гомера изображаются разные искусства: возничего,
врача, кормчего, строителя (537а-d).
- Каждое из этих искусств требует особой выучки и
особых знаний, так что одним искусством нельзя пользоваться
в другом искусстве (537е 538а).
- Возница, врач, рыболов, гадатель в своей области
обладают бóльшими познаниями, чем Гомер и тем более
рапсоды, когда последние изображают такого рода области
искусства. Значит, рапсод Ион ничего не понимает в этих
искусствах, хотя и вдохновенно их воспевает и берется о них
судить (538b 539е).
- Сбитый с толку Ион утверждает, что он разбирается не
в отдельных искусствах, изображаемых у Гомера, но вообще во
всем. А поскольку всего знать нельзя, то он тут же
сбивается на другое суждение, а именно что он умеет
изображать характеры отдельных действующих лиц, т.е., мы бы
сказали, разбирается не в изображаемом, но в стиле
изображаемого (540а-c). Тем не менее он тут же признает,
что эти изображаемые лица больше понимают в своих делах,
чем он (540d), и в конце концов ему остается утверждать,
что он как следует разбирается только в военном деле. А это
Сократу тоже нетрудно опровергнуть, поскольку Иона никто
никогда не выбирал в полководцы и полководец вовсе еще не
есть рапсод (540а 541е).
- Заключение.
В таком случае, утверждает Сократ, лучше быть
божественно-вдохновенным рапсодом, чем ученым хвалителем
Гомера. Ирония этого замечания состоит в том, что, по
мнению Сократа, лучше быть хорошим рапсодом, чем
самодовольным всезнайкой и обманщиком (542аb).
КРИТИЧЕСКИЕ ЗАМЕЧАНИЯ К ДИАЛОГУ
Если оценить диалог "Ион" по существу, то необходимо
будет сказать следующее.
- Первая и наиболее ясная проблема, которой занимается
здесь Платон, это, очевидно, проблема
художественного вдохновения. С большой настойчивостью он
говорит о чистоте такого вдохновения, его оригинальности
или несвязанности с какими-либо другими областями
человеческого творчества. В частности, Платон стремится
отмежевать художественное вдохновение от изображаемых при
его помощи предметов, и особенно от их
производственно-практического создания и употребления.
Поэмы Гомера это не курс медицины, не наука о
военном деле, о мореплавании и т.д., сколько бы раз Гомер
фактически ни изображал многочисленные предметы,
относящиеся к упомянутым областям. "Ион", таким образом,
это критика вульгарно-производственного понимания
художественного творчества. Сходную мысль о чуждости всякой
рассудочной проблематики художественному вдохновению мы уже
нашли в "Апологии Сократа" (22bс), ее же мы найдем и в
"Протагоре" (347с 348а).
- Это, однако, не значит, что Платон проповедует здесь
чистейший иррационализм. Художественное творчество имеет
свои собственные законы, его произведения всегда точнейшим
образом оформлены (взять хотя бы всю технику стиха) и т.д.
Кроме того, в дальнейшем (например, из "Гиппия большего"
289d, или из "Федра" 265d, или из "Пира" 210b 212а)
мы узнаем, что прекрасное только тогда прекрасно, когда
существует сама идея прекрасного, которую можно было бы
приписывать отдельным прекрасным предметам и без которой ни
один прекрасный предмет не мог бы быть прекрасным.
Следовательно, в целом проповедь чистоты художественного
вдохновения в "Ионе" не есть иррационализм, наоборот, здесь
закладывается основа для критики иррационализма.
- Несмотря на то что "Ион" произведение раннего
периода и в нем отсутствует какая бы то ни было философская
или философско-эстетическая система, в нем все же
содержатся определенные намеки на существенное совпадение
того, что здесь называется τέχνη
(по-гречески это не только "искусство", но и "ремесло",
"выучка", "сноровка", "опытность", "мастерство"), с тем,
что здесь называется
επιστήμη ("наука",
"научное знание", "знание существа предмета", "научная
дисциплина" и пр.). Как мы будем постоянно убеждаться при
чтении Платона, идеалом его, хотя он и настаивает на
разделении чистого мышления и практически полезного
чувственного восприятия, все же является объединение того и
другого, правда, с приматом чистого мышления, но всегда с
признанием его утилитарной значимости. Косвенно в "Ионе" и
проповедуется эта единая мысленно-чувственная наука, это
знание, с помощью которого только и можно разобраться в
том, что такое художественное творчество и художественное
вдохновение. Идея такого знания здесь еще весьма далека от
своего логического развития, но диалог содержит вполне
определенные намеки на нее.
- Наконец, в "Ионе" выступает образ Сократа в том
виде, как он вообще дается в большинстве произведений
Платона, в особенности у раннего Платона, где пока еще нет
собственного платоновского учения, а разрабатываются только
сократовские проблемы и только сократовским методом. Перед
нами предстает в высшей степени хитрый, умный, ироничный,
но всегда и неизменно добродушный и благожелательный
искатель истины, и в частности искатель точных и ясных, по
преимуществу философско-этических, понятий. Видно, что
Сократ очень глубоко вникает в обсуждаемое понятие и потому
легко критикует всякие ходячие, обывательские и
непродуманные мнения. А поскольку сам он, по-видимому, тоже
пока еще не имеет точной логической формулы данного
понятия, то он и не стремится дать его раньше времени; он
оказывается погруженным в постоянное искательство истины, в
постоянную и очень острую вопросо-ответную борьбу. Одну из
первых иллюстраций этого не только острого, но и
остроумного искания истины, в процессе которого последнее
решение отодвигается на неопределенное будущее, и
представляет собой диалог "Ион". Косвенно этот диалог можно
считать и выпадом Платона против софистов, которые тоже
много спорили по философским вопросам, но отнюдь не
стремились во что бы то ни стало найти последнюю истину в
точно сформулированном виде.