Первый треугольник, т.е. неравнобедренный, становится элементом пирамиды, октаэдра и икосаэдра: пирамида состоит из четырех равносторонних треугольников, каждый из которых делится на шесть названных неравнобедренных треугольников; октаэдр из восьми, каждый из которых также делится на шесть неравнобедренных; икосаэдр из двадцати. Другой треугольник, т.е. равнобедренный, входит в состав куба: четыре равнобедренных треугольника, соединившись, составляют квадрат, а из шести таких квадратов состоит куб. Форма додекаэдра была использована для целокупности30, поскольку на небе мы видим двенадцать знаков зодиака, составляющих зодиакальный круг, и каждый из них делится на тридцать частей; так и додекаэдр состоит из двадцати пятиугольников, разделяемых на пять треугольников, в каждом из которых шесть треугольников; поэтому всего мы находим в додекаэдре триста шестьдесят треугольников, т.е. столько же, сколько частей в зодиаке.
Поскольку о каждом из существующих предметов мы судим благодаря душе, Платон и поместил в ней начала всего существующего, чтобы, рассматривая каждый предмет всякий раз с помощью родственного и сходного с ним начала души, мы могли поставить в соответствие с предметами ее сущность.
Я знаю, что злодейство мной задумано,
Но пыл страстей сильнее понимания36.
И в Лаие, похищающем Хрисиппа, страсть также приходит в столкновение с рассудком; он говорит так:
В том для людей несчастье величайшее,
Что дурно поступают, благо ведая [37].
Зачнешь дитя убьет тебя родившийся42;
здесь говорится о Лаии и о том, что он может родить дитя, а последствие этого предопределено роком.
Перевод Ю.А.Шичалина.
В кн.: Платон. Диалоги. М.: "Мысль", 1986
Примечание переводчика
"Учебник платоновской философии" образец среднеплатонического вводного курса платоновской философии. Название "Didascalicos ton Platōnos dogmatōn" зафиксировано в рукописи XI в., хранящейся в Национальной библиотеке в Париже (Gr. 1962, fol. 146 v.); автором сочинения назван Алкиной (Alcinooy Didascalicos...). И.Фрейденталь (Freudental J. Hellenistische Studien III. Berlin, 1879) показал, что "Алкиной" представляет собой рукописное искажение имени "Альбин". Мнение Фрейденталя, до недавнего времени общепринятое, оспорил Дж.Уиттекер (J.Whittaker), готовящий переиздание текста П.Луи для издательства "Les Belles Lettres".
Примечания А.А.Тахо-Годи (в сокращении)
Все даты, кроме оговоренных, относятся к периоду до н.э.
[2] Согласно "Федру", искусство диалектики "в душе человека насаждает и сеет... речи, способные помочь и самим себе и сеятелю, ибо они не бесплодны, в них есть семя, которое родит новые речи в душах других людей, способные сделать это семя навеки бессмертным..."
[3] Enthymema "то, что находится в уме" (en thymoi) логическое доказательство, высказанное неполностью, часть которого подразумевается, т.е. такое умозаключение (силлогизм), в котором из двух высказываний (посылок) следует новое высказывание (заключение) той же структуры, что и посылки. Аристотель относил энтимему к "риторическим доказательствам", к "самому важному из способов убеждения".
[5] Аподиктические доказательные. Эристические софистические, эристика софистический спор (от древнегреч. eris спор, раздор) ради спора, которому Платон противопоставлял диалектическую беседу, направленную на достижение истины.
[14] Платон не употребляет слова hyle для обозначения материи, как это делает Альбин, заимствовавший его у пифагорейца Тимея Локрского и Аристотеля. О материи у Аристотеля и сравнении его понимания материи с платоновским см.: Лосев А. Ф. История античной эстетики. Аристотель и поздняя классика. М., 1975, с. 56-68.
[16] О божественном образце см.: Государство VI 500 E. В "Тимее" Платон называет создателя космоса демиургом, т.е. мастером.
[17] Для Платона идеи не составляют мышления бога. Они сами божественны, а "идея идей", т.е. предельное обобщение идей, тождественна божеству. Что касается настоящей трактовки, то здесь заметно влияние неоплатонической философии и терминологии.
[18] Ср. учение Анаксагора, у которого Ум Нус имел все функции божества.
[19] Вся дальнейшая характеристика ума (3-8) связана с представлениями Аристотеля об уме-перводвигателе, получившими дальнейшую неоплатоническую разработку.
[31] Физиками, или фисиологами, именовали в Древней Греции натурфилософов, или философов природы (от древнегреч. physis природа). Гераклит (VI в.) из Эфеса в Ионии один из основателей диалектики.
[32] См. "Тимей" 30 BC, где в оригинале ennoyn ("мыслящий"), а не noeron, термин, обычно употребляемый неоплатониками.
[37] Стихи из недошедшей трагедии Еврипида "Хрисипп". Фиванский царь Лаий похитил Хрисиппа, сына Пелопса, за что навлек на себя и свой род проклятие богов. Известна страшная судьба сына Лаия Эдипа и его детей.
[41] Здесь Альбин использует аристотелевские термины "потенция" или "возможность" (dynamis), и "действительность" (energeia) (в настоящем переводе возможное и действительное).
[54] Мысль, не раз высказываемая Сократом в платоновских диалогах, например в "Горгии": "...если бы оказалось неизбежным либо творить несправедливость, либо переносить ее, я предпочел бы переносить".
[58] Идеальны, по Платону, государства, основанные на "беспредпосылочном начале"; это начало есть абсолютное благо, которое само себя обосновывает и символически выражено в образе солнца.